Рекомендации для учителей первоклассников
Рекомендации для учителей по организации учебного процесса в 1-м классе
в период адаптации к новым условиям
- С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся на всех уроках должны проводиться физкультминутки и гимнастика для глаз (2-3 физкультминутки за урок). Физминутки рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры и т. п.).
- Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся должны иметь облегчённый учебный день в середине недели (среда).
- Организационный момент использовать на каждом уроке для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий). Следить, чтобы на партах во время уроков не было лишних предметов.
- Основная часть урока - «дробная» т.е. должна состоять из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе.
- В качестве поощрительной системы нужно использовать различные фишки.
- Для улучшения организации учебной деятельности ребёнка 1-ого класса, используйте простые средства – планы деятельности в виде пиктограмм, списки, графики, наглядные схемы работы.
- Обеспечьте для ученика возможность быстрого обращения за помощью. Не ждите, пока деятельность ребёнка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу
- В период формирования у первоклассников навыков умелости учиться, психологически полезно будет всем учителям работающим с первоклассниками придерживаться правил введённых кл. руководителем – это системность в требованиях позволит решить многие проблемы в организации учащихся на уроке и в перемены:
- перед началом урока попросите учащихся вслух проговаривать эти правила;
- выработайте совместно с классом систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение;
- используйте «Лист хорошего поведения» для мотивации учеников поддерживать порядок в классе, самодисциплину
- При каждом подходящем случае, давайте ребёнку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребёнок должен наводить порядок после урока и соблюдать порядок на рабочем месте, помогать учителю в школьных делах и пр.
Помните, что процесс адаптации ребёнка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребёнок во время уроков, в ситуациях взаимодействия с учителем и одноклассниками.