Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию, спорту и туризму Пуховичского райисполкома

Государственное учреждение образования

"Туринская базовая школа"

Первый раз в первый класс

Первый раз в первый класс

 

Первый раз в первый класс

Отдавать ребёнка будущей осенью в школу или ещё год подождать с началом обучения? Многих родителей шестилеток и даже тех, кому ещё нет шести, волнует этот вопрос до самого первого сентября. Озабоченность родителей понятна: ведь от того насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успешность ребёнка в последующие годы, его отношение к школе, обучение и, в конечном результате, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Семью будущего первоклассника ждут серьёзные изменения - ребёнок готовится поступить в школу. И во многом успешность ребёнка зависит от правильной родительской позиции. Именно в первом классе и дети, и родители сдают свой первый экзамен, который может определить всю дальнейшую судьбу ребёнка, ведь плохой школьный старт часто становится первопричиной всех будущих неудач.

Что такое «готовность к обучению в школе»? Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют в виду такой уровень физического, психического и социального (личностного) развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Важно, чтобы ребёнок шёл в школу готовым физически, но не менее важна готовность психологическая.

Cоставляющими психологической готовности являются:

- личностная готовность;

- волевая готовность;

- интеллектуальная готовность.

Личностная готовность (мотивационная и коммуникативная) выражается в отношении ребёнка к школе, к обучению, к учителю и к самому себе. У детей должна быть положительная мотивация к обучению в школе. (Мотивация - это внутреннее побуждение к какой-либо деятельности)

Как правило, все дети хотят идти в школу, надеются быть хорошими учениками, получать хорошие оценки. Но привлекают их различные факторы. Одни говорят: «Мне купят портфель, форму», «Там учится мой друг» ... Однако, это всё внешние проявления. Важно, чтобы школа привлекала своей главной целью - обучением, чтобы дети говорили: «Хочу учиться читать», «Буду хорошо учиться, чтобы, когда вырасту, стать ...»

Определить мотивацию ребёнка в обучении можно с помощью упражнений - игр. В комнате, где выставлены игрушки, ребёнку предложите их рассмотреть. Затем садитесь вместе с ребёнком и читаете сказку, которую раньше не читали. На самом интересном месте останавливаетесь и спрашиваете, что хочет ребёнок: слушать сказку дальше или играть игрушками. Вывод таков: если ребёнок хочет идти играть - у него преобладает игровой мотив. Дети с познавательным интересом хотят слушать сказку дальше.

Формированию мотивационной готовности способствуют разнообразные игры, где активизируются знания детей о школе. Например: «Собери портфель», «Я иду в школу», «Что у Незнайки в портфеле». Итак, мотивационная готовность - это желание ребёнка принять новую для него социальную роль. Для этого важно, чтобы школа нравилась своей главной целью - обучением.

Личностная готовность включает в себя и умение общаться со сверстниками и учителями и желание быть доброжелательным, не проявлять агрессии, выполнять работу вместе, уметь прощать.

Эмоционально - волевая готовность - включает в себя умение ребёнка ставить перед собой цель, планировать свои действия, оценивать свои результаты, адекватно реагировать на замечания.

Ребёнка ждёт нелегкая напряженная работа. От него будут требовать делать не только то, что хочется, но и то, что надо: режим, программа. Дети 6-ти лет, которые психологически готовы к школе, способны отказаться от игры и выполнить указание взрослого.

Внимание! Ребёнка можно считать готовым к обучению, когда он умеет слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, а значит, и выполнять задачи, выделять в них подзадачи - то есть, совершает определенные мыслительные операции.

Вот, скажем, детям предлагается следующее задание: «Рассмотрите рисунок. Найдите на нем живых существ и раскрасьте летающих». Ребёнок, который не привык вслушиваться, вдумываться в сказанное, сразу же начинает рисовать всю картинку, он восприняла только слово «раскрась». А тот, кто умеет внимательно слушать и вдумчиво относиться к заданию выделит для себя здесь четыре подзадачи:

1) рассмотреть рисунок;

2) найти живых существ;

3) выбрать летающих;

4) раскрасить их.

После выполнения этой задачи вдумчивый ученик способен обосновать, доказать правильность сделанного.

Что должен знать и уметь ребёнок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

3. Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;

4. Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);

5. Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;

6. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;

7. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;

8. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет).

9. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);

10. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10.

11.  Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);

12. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий; 

13.  Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

14. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30—35 минут).
15. Уметь устанавливать социальные контакты.
16. Иметь адекватную самооценку.
17. Контролировать свои эмоции.
Мудрые советы для дошкольника:
•    Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
•    Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защититься.
•    Не дерись без обиды.
•    Не обижайся без дела.
•    Сам ни к кому не приставай.
•    Зовут играть - иди, не зовут - попросись, это не стыдно.
•    Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
•    Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем за отметки не спорь, и на учителя за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
•    Не ябедничай за спиной у товарищей.
•    Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
•    Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
•    И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
•    Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе.

поделиться в: